Хребет России (часть 4)

В 4 серии фильма речь идет о том, что в конце 18 века уральские заводы буквально заваливают Европу своим железом. Но в битву за рынки вступает Британия – она делает ставку на паровые машины. Первую паровую машину и первый пароход в России создают уральские инженеры, но местным заводчикам они не нужны, ведь запасы природных ископаемых кажутся неиссякаемыми, а труд крепостных не стоит ничего. Остатки крепостнической горно-заводской державы, сохраняя себя, загораживают дорогу техническому прогрессу.

Только крепостное право может породить такой феномен, как промышленное искусство, возникающее на Урале в 19 веке. На Златоустовском заводе производят знаменитую булатную сталь, на камнерезной фабрике в Екатеринбурге – монументальные украшения для Зимнего дворца, на Каслинском заводе – комнатные скульптуры. Вредное производство сводит мастеров в могилу в 30-40 лет, но на смену им приходят новые крепостные рабочие.

Отмена крепостного права преображает Урал. В 1864 году на горном заводе Кын возникает первое в России потребительское общество, в которое входят рабочие завода. Первым металлургическим, а не горным заводом становится Чусовской завод. Иностранные концессии строят на Урале 14 новых заводов, с которых и начинается серьезная механизация Урала. Он вновь стремительно развивается, но его новый промышленный взлeт обрывают мировая война и революция.

С приходом советской власти уклад жизни на Урале остается прежним. Новая власть превращает крепостное право в колхозы, а аракчеевские военные поселения в секретные заводы закрытых городов. ГУЛАГ как экономическая система тоже начинается с Урала. «Ударные стройки социализма», такие, как гигантская Магнитка, осуществляются силами заключeнных. До самого распада СССР на Урале сохраняется и лагерь для «узников совести» – «Пермь-36».
Уралу всегда не хватало человечности. На протяжении веков вся жизнь здесь была подчинена промышленному производству: здесь все время что-то добывали, строили, производили. Только в конце 20 века этот самобытный регион стал интересен людям не только как производственная площадка, но и как уникальный культурно-исторический комплекс и территория активного отдыха.

«В 1855 году Россия проиграла Европе Крымскую войну. На протяжении 9 лет уральские заводы трудились в попытках отыскать способ реванша. И наконец изобрели вот это чудище… Но кому, спрашивается, нужна такая исполинская пушка и эти супер-ядра, когда Европа уже перешла на новые типы артиллерии? Сделали ставку на слепое увеличение мощи, а не на изменение технологии. И этим думали напугать Запад. В этой истории – весь Урал середины 19-го века».

О начале и проигрыше борьбы с Великобританией за «железные рынки». «В Екатеринбурге мастер Иван Ползунов изобрел паровую машину на 20 лет раньше англичан, но уральские заводчики никак не могли взять в толк, зачем она была нужна, если руды, леса и воды вдоволь, а труд крепостных ничего не стоил…»

О лебединой песне великой горнозаводской державы. «Новый кафедральный собор столицы – Казанский – строит на свои деньги уральский горный заводчик и президент Академии художеств граф Строганов. Но это был последний крупный имиджевый проект уральцев, потому что эпоха сверхприбылей закончилась и почти все железные деньги теперь утекали в английский карман».

О крахе горной империи Демидовых и сражениях за горную империю Строгановых. «Анатоль Демидов – итальянский князь и муж племянницы французского императора владел уральскими заводами 47 лет. Из них лично провел на них только 7 дней. Иное дело Строгановы. Граф Павел Строганов, видимо, не доверяя потомкам, объявляет часть родовой собственности майоратом, то есть неотчуждаемым имуществом. Оно должно было находиться у Строгановых вечно, его нельзя было ни продать, ни подарить, ни отдать в приданое».

Первая современная фирма на территории России или «Конверсия российской оборонки под воздействием шоковом экономической терапии». «После отмены крепостного права все уральские заводы стали убыточными. Демидовы их безжалостно распродали, а Строгановы, связанные узами майората, вынуждены были и дальше вести этот бизнес. Они акционировали свой Кын-завод, внеся наравне с рабочими деньги в уставной капитал, и сменили «портфельную линейку»: вместо пушек стали производить косы, гвозди, подковы. Акционерное общество Кын, основанное в 1864 году – первая коммерческая фирма современного типа в России».

Прогресс – это рывок для бедных. «Уралу нужны были две вещи – дороги и паровые машины. Но денег нет и в 80-е годы горнозаводская держава зависла на краю пропасти. По счастью, именно тогда в России начался железнодорожный бум. Самая первая железная дорога на Урале открылась в 1878 году и вела из Перми в Екатеринбург. Заказы и средства появились, но кризис не исчез. И тогда столица посылает сюда комиссию во главе с Дмитрием Менделеевым, которая должна ответить на вопрос – в чем неизлечимость Урала. В своем отчете ученый писал: «Старое здесь не старится. Это диагноз. Остатки горнозаводской державы, сохраняя себя, загораживают дорогу техническому прогрессу».

Славяновский стакан – порождение уральского гения. «С помощью него инженер Славянов впервые доказал возможность скрепления черных и цветных металлов. И создал универсальную электросварку. А в 1893 году на всемирной выставке в Чикаго Славянов получает за это золотую медаль с формулировкой: «За произведенную техническую революцию». Воистину без электросварки не было бы современной цивилизации. А с другой стороны, и мировых войн тоже бы не было».

ГУЛАГ, как «экономическое чудо» Урала. «В этой яме в 1601 году стрельцы Бориса Годунова уморили первого узника Урала, боярина Михаила Романова. Теперь сохранились лишь его кандалы, которые в округе все считают чудотворными. Узники, каторжане, ссыльные, трудармейцы, спецпереселенцы, зеки – они, начиная с Михаила Романова, сменяют друг друга на Урале четыре века подряд…»

«Экономическая система ГУЛАГа зародилась именно на Урале. Все началось с этого целлюлозно-бумажного комбината на реке Вишере. Сначала хотели нанять вольных рабочих, но кто же поедет за сущие копейки в такую глушь? И вся история Урала подсказала выход: просто нагнать сюда нужное количество бесплатных крепостных – зеков. Так родился печально знаменитый УсольЛАГ. Так потом будет и на всех других ударных стройках: на первом плане комсомольцы-добровольцы, на заднем – толпы зеков.»

«Норма выработки для одного зека в смену – 1044 винтика для клемм бытовых утюгов. Просто и бесчеловечно. Человечности всегда не хватало Уралу. Здесь вся власть была отдана заводам. Урал все время что-то добывал, строил, производил, напрягался, рвал жилы и только в конце 20-го века озадачился вопросом: а есть ли жизнь на Урале?»

«На Урале давно не строят ни новых городов, ни новых заводов. Еще непонятно, что делать со старыми-то. Здесь старые времена столкнулись с новыми. Промышленная эпоха трех последних столетий – с не вчера уже наступившим 21-м веком. И они пока присматриваются друг к другу. Почти 300 лет назад здесь придумали огороды, а теперь их пересеивают на газоны. Отдыхать стало выгоднее, чем копать свою картошку. И теперь вдоль берегов рек все больше дачи горожан и особняки хозяев новой жизни. А над всем этим пейзажем высится первый русский олигарх — бронзовый Акинфий Демидов. А под его ногами течет Чусовая – главная дорога Урала, по которой когда-то приплыли сюда ладьи Ермака. Внешне все изменилось, а по сути осталось прежним. Значит, жива «уральская матрица».

Источник: Первый Канал

Запись опубликована в рубрике Видео, ТВ Проекты с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев на «Хребет России (часть 4)»

  1. Jane говорит:

    Отличный фильм. Увидела в фильме свой родной город Касли — город мастеров художественного литья. Очень приятно.

  2. Владимир говорит:

    Половина моей долгой жизни прошла на Западном Урале и поэтому мне крайне интересно было увидеть Вашу новую работу на ТВ. К сожалению, если первые два фильма «Хребет России» были сделаны в присущем Вам стиле, то четвертый фильм был полным провалом. Не знаю кто консультировал этот фильм, но сделан он безграмотно, по диалетански.
    Во-первых. Два века истории Урала с 19 по 21 скомканы в одном фильме и грешат полным незнанием того как развивалась черная металлургия и машиностроение 19-20 веков. Упадок производства железа на Урале не был связан с отменой крепосного права. Дело в том, что с середины 19 века начинается рост ж/д в Европе, замена деревянных корпусов кораблей стальными, особенно военных и замена бронзовых пушек на стальные. Т.е. черная металлургия от производства железа перешла к производству стали. Это потребовало полную замену всей технологии. Вместо малотонажного производства, машиностроению потребовались стальные слитки весом в десятки тонн, что привело к появлению конвертеров Бессемера и печей Мартена. Как смешно и нелепо Вы выглядели стоя возле мартеновской печи, рассказывая о конверторе Бессемера. А печь-вагранку выдавали за этот конвертер. Это особенно печально, если учесть, то, что Вы родились и выросли в Череповце, где более половины населения работает на ЧМК и сталепрокатном. Моя жена родом из Череповца и большая часть ее родни связана с этими предприятиями.
    Так же как в 18 веке появилась потребность развитии уральской промышленности, точно так же новым толчоком к возрождению Урала стало строительство ж/д из европейской части в Сибирь в конце 19 века. Кстати именно в это время возрождается на Урале производство пушек на Мотовилихинских заводах Перми, которыми руководил в это время Славянов. Они и сегодня являются ведущими производителями артилерийских систем в России и сыграли ведущую роль в производстве их как в первую мировую войну и так во время ВОВ. Т.е. ту же роль, что и заводы Демидова в 18 веке.
    В 4 фильме ВЫ поступили как политическим трус, который до сих пор не избавился иделогогии тех, кто снимая сливки прибыли с уральской индустрии (российские дермокрады), главным рупором которых выступает Сванидзе, и напрочь отрицают роль Советского периода в возрождении России и Урала. Вы скромно умалчиваете, что с 30 годов промышленный Урал начал возрождаться на основе новейших по тем временам технологий закупленным на Западе. Даже сегодня, несмотря на развал в Ельцинские времена, Урал остается становым хребетом России.
    Несмотря на все вранье Сванидзе и компании, основу рабочей силы Урала всегда составляли не заключенные, а жители окрестных сел и других районов СССР. А Вы слепо за ним повторяете ложь дерьмокрадов и других политических демагогов, которые преувеличивают роль Гулага в становлении индустрии СССР и России. Вы никогда не работали на производстве, поэтому не понимаете, что современное производство не терпит непрофессионалов, какими являются заключенные. Во времена Гулага большую часть политзаключенных составляли крестьяне, а не промышленные рабочие..
    Озаглавив фильм «Становой хребет», Вы не удосужились показать, что спустя 300 лет Урал остается основным становым хребтом России, а не местом для горнолыжных трасс. Преклоняясь перед Демидовыми, Строгановыми и другими вы не желаете признать что сегодняшнее могущество России основано на возрождении Урала в Советские времена и, что положение рабочих на заводах Урала сегодня на порядок хуже чем в Советские времена. Я никогда не был коммунистом, но меня всегда бесит, когда политическое вранье ставится выше истины, т.е. как раз то, что доминирует сегодня в российской политике. Оставайтесь интелектуалом, а не политическим демагогом, как ваш спутник и коллеги по бывшему НТВ, ныне RTVi

    • Серёга говорит:

      всем привет.

      ) СПАСИБО «»»Владимир. 31 Март 2010 в 22:12″»»

      искал видео по производству стали в печах мартена, электрических и конверторах; а нашёл эту страничку.

      я впервые вижу как человек комментирует, отстаивает свою позицию в Интернете.

      круто. я полностью поддерживаю Вас.

      пишите конкретные вещи, проверить точки зрения Ваши и оппонента не могу пока, т.к. не заниаюсь этим вопросом. НО интерес появился, благодаря Вам.

      спасибо за информацию

      но СССР не люблю, возможно потому что ничего не знаю про него, хотя вроде учился в ЯГПУ на ист-факе.
      Вы в который раз догазываете нам что традиционная история несколько отличается от истины, к которой должен стремиться каждый уважающий себя историк…….

      удачи.

      мир ВСЕМ.

  3. 777 говорит:

    фільм сподобався,хоча є багато моментів,з якими я не повністю згодний.

  4. Никита говорит:

    Хороший фильм! Я увидел деревню Каменку (Первоуральского ГО), гору Волчиху, а почему не стали снимать 5 часть про наш Первоуральский ЖЕЛЕЗНЫЙ ОЗОН 32 или хотябы про Первоуральский Новотрубный Завод?
    Если б сняли я был бы доволен!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *