Как сообщает Vesty.co.il, 20 ноября в Кнессете состоялся показ 3-й серии документального фильма «Русские евреи».
На демонстрацию ленты в израильском парламенте пришли министр алии и интеграции Софа Ландвер, депутаты Ксения Светлова и Константин Развозов.
Финальная часть трилогии Леонида Парфенова «Русские евреи» называется «После 1948» и посвящена истории советского еврейства в период от борьбы с безродными космополитами до развода евреев с социализмом в 1991-м.
Судя по положительной реакции зала, выраженной в продолжительных аплодисментах, и прозвучавшим одобрительным речам депутатов, фильм понравился. Константин Развозов даже отметил, что только из этого фильма узнал, что знакомая ему с детства песня «С чего начинается родина» была создана и впервые исполнена исключительно евреями.
При этом, судя по реакции публики, никого не насторожила основная идея картины: все «200 лет вместе» счастливо жили, а иногда довольно заметный след в истории Российской, а потом Советской империи оставили те евреи, которые в силу тех или иных причин стремились стать русскими. Собственно, этого не скрывал и сам Леонид Парфенов, сразу предупредивший, что его трилогия – это взгляд русского журналиста и что она рассказывает об ассимилированных в среде «русской цивилизации» евреях.
«Это фильм еще об одной форме быть русским — быть «русским» евреем, — коротко сформулировал журналист. — Например, Леонид Утесов ни разу не пожалел, что не остался Лазарем Вайсбейном, во всяком случае, история таких фактов не сохранила. Он не остался внутри еврейской общины, но стал самым знаменитым русским артистом первой половины XX века. И Петр Соломонович Столярский не учил Давида Ойстраха традиционной еврейской музыке, чтобы всю жизнь потом играть на похоронах и свадьбах, он хотел для него большой филармонической карьеры, в результате его лучший ученик и стал самым большим скрипачом в истории человечества».
Сразу после кинопоказа в Кнессете Леонид Парфенов ответил на несколько вопросов «Вестей».
— Почему проект не охватил постсоветский период истории и не осветил роль евреев в формировании в России нового социального класса — еврейской олигархии?
— В 1991 году вместе с СССР закончилось многое, в том числе остановились эти качели «антисемитизм – интернационализм», началась другая логика. Поверьте, на русский олигархат менее всего влияет песня «С чего начинается родина» и главный посыл ее авторов. Для них это другая родина и другая история. Еврейский олигархат – это просто тема другого фильма. В фильме «Русские евреи» мы поставили точку в 1991 году – это конец той цивилизации, которая объединяет несколько советских поколений и которая абсолютно непонятна нынешнему. Мы просто хотели рассказать нашим детям об эпохе, которую они не застали.
— На прошлой неделе в прессе появилось ваше большое интервью одному из московских изданий. Нас удивило, что российские журналисты поговорили с вами обо всех новых проектах – книгах, фильмах и циклах. Но ни слова не было сказано о проекте «Русские евреи», как будто его нет. Значит ли это, что в современном российском обществе еще существует табу на еврейские темы?
— Нет, не думаю. Трейлеры фильма присутствуют в Youtube, я постоянно выступаю в залах с показами, дал кучу интервью – никакого нет табу. Пять с половиной часов экранного времени – что это за табуированная тема такая?!
— Но не на телевидении…
— Подождите, все будет.
— Израильский сегмент соцсетей периодически взрывает новость о репатриации Леонида Парфенова и его супруги Елены Чекаловой в Израиль. Планируете ли вы, как еврей по жене, переезд или, может быть, вы уже израильтянин, а широкой общественности это неизвестно?
— Нет, я никуда не переехал и не планирую пока.