Леонид Парфенов на Эхо Москвы. Телехранитель. 05.04.2009

Птица Гоголь и Тройка- телевидение

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. И сегодня, я думаю, грех было не поговорить об одной из самых главных премьер последнего времени. Это двухсерийный фильм, даже, наверное, проект документальный, программа… трудно определить жанр — «Птица-Гоголь», фильм Леонида Парфенова. И несмотря на то, что Леонид сейчас не в Москве, я подумала, что лучше поговорить с Леонидом по телефону, чем упустить эту тему. Леонид, вы нас слышите?

Л.ПАРФЕНОВ: Да, слышу. Здравствуйте, добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. Вы уже опять что-то снимаете, в командировке?

Л.ПАРФЕНОВ: Нет, я не что-то опять снимаю. Хотя, в общем, да, заканчиваем работу над продакшном «Хребта России», но сию секунду нет, не снимаю. Сию секунду разговариваю с вами. Отошел в тихое место.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Очень много вопросов пришло на сайт «Эха Москвы», очень много комментариев было в сети по поводу фильма. Я как раз с комментариев в сети хотела начать. Год назад активно обсуждался тот факт, что публика более интернетизированная, то есть те, кто активно имеют доступ к интернету, от телевизора ушли. И вот то, что ваш проект был в топе самых обсуждаемых тем в блогах Яндекса, на первом месте, на втором несколько дней держался, как и многие другие телевизионные проекты последнее время – кажется ли вам, что удалось переломить эту ситуацию, или это случайность?

Л.ПАРФЕНОВ: Ну, я не знаю, как там в целом ситуация. Мы старались, конечно, сделать продукт, который был бы интересен модной аудитории, на нее нужно прежде всего ориентироваться, потому что, конечно, даже про писателя, родившегося двести лет назад, нужно сделать продукт 2009 год. Потому что только это держит, только это адекватно сегодняшнему языку. Если ты находишься внутри процесса, если ты привыкаешь к тому, что эфирный стандарт соответствует сегодняшней моде в высоком смысле этого слова, то тебе не нужно уговаривать себя – дай-ка вот здесь вот я помоднее сделаю. То есть ты сам понимаешь, что сегодня это говорится вот таким вот языком. Собственно, ты даже об этом не задумываешься. Поэтому, конечно, эти кусочки, которые мы сами выкладывали в ютьюбе или на которые другие ссылались, это от естественного сегодняшнего восприятия жанра, что вот так это должно быть, вот так это можно было бы процитировать, вот таким вот внутренним ритмом, такими типами эпизодов сегодняшнее телевидение должно разговаривать в 22:30 на коммерческом канале.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я не успела сказать наши средства связи со слушателями. Пожалуйста, уважаемые слушатели, +7 985 970 4545 – наш смс-номер. Ваши вопросы Леониду Парфенову и ваши комментарии по поводу его фильма «Птица-Гоголь», и вы сможете также задавать свои вопросы по телефону чуть позже. Еще раз повторяю смс-номер — +7 985 970 4545. Достаточно много вопросов, которые звучат примерно так. Вот Антон Трофимов, учитель из Симферополя, спрашивает: «Два замечания к Парфенову. В конце фильма не указана команда, с которой он работал. Думаю, это важно». Достаточно много реплик по этому поводу. Как много людей делало с вами этот проект?

Л.ПАРФЕНОВ: Много людей делало со мной этот проект. Это не моя ошибка и не моя черная неблагодарность. Это условия эфира, по которым сегодня в документалистике обычно не даются, не указываются титры, просто из экономии эфирного времени. Ну, если кто видит, то и в игровых-то картинах, где это совсем уж обязательно, они пролетают, никогда уже не занимая полностью экран, и так далее. И я с огромным удовольствием хотел бы сказать, что соавторами этого являются режиссеры Иван Скворцов и Сергей Нурмамед, оператор – Владимир (неразб.), он же и оператор-постановщик, поскольку там все съемки только его. И вот мы первого числа справляли двухсотлетие Гоголя и эфир фильма. Сидели в ресторане, я специально говорил – мой тост был за т.н. левый ряд, то есть за что отвечают оператор и режиссеры, потому что без этой картинки, без этой визуальной плотности, насыщенности, без этой экранной культуры это ничего не состоялось бы. Гоголь, на мой взгляд, чрезвычайно экранен. Он позволяет вот так играть картинкой, так использовать ее, так ее выстраивать, и в этом смысле к тому, что я там писал, предлагал, придумывал, ребята очень многое прибавили. Без них это ничего бы не получилось, такой смотрибельности бы не было. И я рад, что у них был шанс так зрело, серьезно, профессионально поработать на этом проекте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Тут есть еще несколько человек, которые этот же вопрос задают, только в более развернутом виде. Например, Виктор Быстров спрашивает, сколько времени ушло на подготовку материала и непосредственно на съемки, каков был бюджет.

Л.ПАРФЕНОВ: Ну, бюджет – это не моя коммерческая тайна. Я бы его огласил, но все-таки это канал должен оглашать, это его деньги. В принципе, о том, что я хочу снимать к двухсотлетию Гоголя, я знал, еще когда снимал к двухсотлетию Пушкина. Если говорить о моем личном мотиве. То есть десять лет назад. Я даже в нескольких интервью про это сказал, на что на меня зашикали: вот тоже типа Госплан — нашел, о чем загадывать. Но, оказывается, загадывать все-таки нужно. Где-то года три назад у меня в этом уже была такая уверенность, и я какие-то объекты сам осматривал. В Риме, например, я ходил раньше, еще до съемок, просто сам там оказавшись, выделил день – ходил с Вандой Гасперович, римской исследовательницей творчества Гоголя, она в университете преподает русский язык и литературу. Мы специально ходили и искали, каким бы образом добиться разрешения на съемки. И два года назад я поговорил один-единственный раз всерьез с Константином Эрнстом, гендиректором Первого канала, которому рассказал именно про эпизод, когда будет конторка стоять у окна, та конторка, в которой вид на мадонну в доме напротив. И Константин сразу сказал, что, мол, да, мы это будем, отлично, хорошая идея, а я тебе дам нашу группу постпродакшн, которую возглавляет Антон Ненашев и которая делала «Дозор» и всякие прочие…

Е.АФАНАСЬЕВА: Тут, наверное, надо чуть-чуть пояснить, что такое постпродакшн, если кто-то не знает.

Л.ПАРФЕНОВ: Продакшн – это когда снимешь эту комнату, в которой Гоголь жил. А постпродакшн – это когда там еще нарисуешь конторку, стол и диван, и потом на диван еще будет возможно сесть. А это уже был финальный этап. Он закончился недели две назад максимум.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да?! А на канале ходили легенды, что вы сдали мастер-кассету в пять утра в день эфира. А не за две недели.

Л.ПАРФЕНОВ: Нет, я про то, какой постпродакшн заканчивался. Нет, вообще все – да, действительно. Это почти всегда на телевидении так бывает. Так что, в общем, можно сказать, что три года прямой такой работы, последний год с небольшим съемок, ну и предыдущая жизнь, можно и так пышно выразиться.

Е.АФАНАСЬЕВА: Константин Кутузов, сантехник из Санкт-Петербурга, спрашивает: он нашел указание на сайте Первого канала, что там 80 минут фильма, и он не понял, одна серия или весь фильм, и спрашивает: «Было ли что-нибудь вырезано по цензурным соображениям, что вполне можно допустить в наше время?»

Л.ПАРФЕНОВ: Нет, хотя это действительно можно допускать, наверное, в наше время и даже нужно допускать. Нет, ничего не вырезалось. По-моему, первая серия – час четырнадцать, а вторая – час шестнадцать. Там просто это считается же под эфирный отрезок — плюс реклама. Поэтому вот так вот.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. Такие реплики есть: «Ай да Парфенов, ай да сукин сын!» — пишет Миша Орлов, свободный художник.

Л.ПАРФЕНОВ: Да, это я уже читал, от чего мне стало страшно и как-то жутко. Все-таки не надо так.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но тут дальше дописывает он: «Спасибо за то, что не даешь свихнуться в стране дураков». Сразу на «ты» с вами. Достаточно много вопросов пришло или с Украины, или по поводу русско-украинского Гоголя. Например, из Калуги студент Александр Багров пишет: «Как вы лично относитесь к дележу Гоголя? И почему в нем участвуют только Россия и Украина, а за компанию не присоединился Ватикан?» Варвара Трофимовна, пенсионерка из Черкасской области, пишет, что «на Украине многие хорошо говорят о вашем фильме. Будет ли какой-нибудь украинский канал показывать его? Если да, то в оригинале или будет дублироваться на украинский язык?»

Л.ПАРФЕНОВ: Я думаю, что дублироваться на украинский язык все-таки не будет. Как будто бы есть договоренность, но это договоренность Первого канала с Украиной, поэтому я тут не очень уполномочен что-то объяснять, но в принципе намерения были. И я надеюсь, что в ближайшее время, думаю, что еще в этом сезоне, показ состоится. Конечно, надо показать. Хотя по Первому каналу Мир, судя по откликам, которые до меня доходили, смотрели его на Украине достаточно активно. Что касается дележа, по-моему, не надо ничего делить. Я не знаю, Шекспир в переводе Лозинского и Пастернака вполне же принадлежит русской культуре тоже. Ну нет же такого человека в России, который не знает «быть или не быть» или «нет повести печальнее на свете». Англичане же не предъявляют претензий типа «не замай наше!»

Е.АФАНАСЬЕВА: А Гоголя украинцы тоже переводят на украинский сейчас?

Л.ПАРФЕНОВ: Я не знаю. Я знаю об этом анекдотическом издании «Тараса Бульбы», где везде «казацкий» и «русский» было переправлено на «украинский». Не знаю. Я думаю, на Западной Украине достаточное число людей, которым трудно читать на русском. Думаю, что, наверное, есть и украинские переводы Гоголя. Почему нет. Не вся же Украина русскоязычная. Мне кажется, что там нечего делить. Я пытался как-то достаточно ясно выразить, что, очевидно, в нашем сегодняшнем этническом понимании он был украинцем. Но все написанное им написано по-русски. А тот единственный листочек, который написан по-украински, мы не поленились, доехали до Кракова, показали, и я, как мог… мне говорили, что все равно твердовато получалось, как я ни старался. Ну понятно – я же на украинском не говорю. Как мог, я зачитал. Вот и все. Что касается письменного украинского у Гоголя. А устно, конечно, он по-украински говорил.

Е.АФАНАСЬЕВА: Достаточно много вопросов, которые примерно вот так звучат. Иван, предприниматель из Москвы: «Леонид, вы с Пушкиным на дружеской ноге, теперь и с Гоголем. Кто следующий?» Есть вопросы – будет ли фильм к юбилею Лермонтова. И так далее.

Л.ПАРФЕНОВ: Почему про Лермонтова? До Лермонтова еще пять лет, это же 14-й год.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так вы ж говорите, что вы заранее планировали про Гоголя.

Л.ПАРФЕНОВ: Честно признаться, я не очень сильно люблю Лермонтова. Точно уж не как Гоголя и не как Пушкина и не как Набокова. Я, собственно, сделал всего три фильма про писателей. Я не такой уж большой телелитературовед, прости господи. Сейчас никаких планов конкретных про писательские юбилеи нету. Я вот имел неосторожность сказать, что не стал делать к 150-летию Чехова, хотя предлагалось. Но это в том числе и по причине нехватки времени. Потому что 150 лет Чехову – это январь будущего года, и значит, зимнюю натуру надо было бы снимать уже сейчас, то есть минувшей зимой, а это было невозможно. Мы заканчивали работать над Гоголем.

Е.АФАНАСЬЕВА: Здесь вот есть вопрос от Тани, который по смс пришел: «Менялось ли ваше отношению к Гоголю по мере работы?»

Л.ПАРФЕНОВ: Наверное, оно как-то уточнялось, я бы так сказал. Конечно. Потому что-то перечитываешь. Оно скорее обогащалось. В принципе, я стал любить Гоголя больше от того, что столько времени читал, перечитывал, как-то с этим жил, в этом состоянии находился. Понимаете, ведь когда довольно большой хронометраж и много снимаемых кусков, очень важно быть на этом сосредоточенным, потому что снимаешь сперва эпизод номер 68, условно говоря, потом 115, потом 14, потом 8, потом 25, а при этом некое общее представление о том, что ты делаешь, нужно все время удерживать в голове. Поэтому в этом настроении я много времени провел. И, пожалуй, я только исполнен большего восхищения. И даже один раз не выдержал, и хотя это не моя была функция экранная, я все-таки эту концовку прочел в «Носе» сам – про то, как авторы берут такие произведения – во-первых, пользы отечеству решительно никакой, во-вторых, тоже нет пользы. Это мне очень хотелось, потому что я не знаю более жесткой отповеди всем тем, кто полагает, что литература должна приносить пользу.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как раз насчет неэкранной вашей функции — очень много реплик по поводу того, как Земфира читает в вашем проекте Гоголя. В общем, где-то 50 на 50 – половина ваших зрителей и наших слушателей в восторге, половина категорически этого не приемлет. Вашу точку зрения, наверное, спрашивать странно, раз вы ее пригласили. Почему все-таки вы позвали Земфиру?

Л.ПАРФЕНОВ: Вот именно поэтому. Вот именно для того, чтобы спрашивали, почему. Именно для того, чтобы делились пополам. Вот, кстати сказать, сегодня, когда был повтор второй серии, я получил от нескольких людей, которые не стали мне высказывать своего фи по поводу Земфиры, такие вот сообщения смской или звонком, что вот, знаешь, я ведь когда смотрел первый раз, что-то она меня как-то резанула, что-то мне казалось, что это не туда, а вот сейчас чувствую – все нормально, все хорошо, как-то все легло, и так естественно, и ничего другого быть не может. Я думаю, что в очень значительной степени это реакция на то, что это как-то неожиданно. Это как-то дерзко, что ли. По-моему, вот сейчас выйдет на DVD, будет жить какой-то своей отдельной жизнью, кто-то вернется, пересмотрит, какой-то кусок в интернете увидит, и тогда, когда будет восприниматься, что да, она там читала, тогда это не будет восприниматься – «Кто, кто, кто?» Вот не будет этого переспрашивания. Тогда, мне кажется, она будет восприниматься более естественно, чем сейчас. Я только твердо убежден, что ни в коем случае это не должен был бы быть литературный чтец. Вот все, кто говорит, что взяли бы профессионала, мало ли у нас, такая актерская школа и так далее — вы не представляете, что бы это было. Это противопоказано телевидению. Это совсем другое. Это бы точно не воспринималось. Потому что это сразу дало бы какую-то филармонию, чуждую этому, прости господи, малому экрану.

Е.АФАНАСЬЕВА: Петр, инженер из Томска, пишет: «Фильм настолько хорош, что страшно становится. За двести лет в России ничего не изменилось. Не это ли причина успеха?» Но это ли причина или не это, мы поговорим после новостей. Леонид, оставайтесь, пожалуйста, с нами. Мы сейчас после новостей продолжим разговор.

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель». Говорим мы сегодня с Леонидом Парфеновым, говорим по телефону. Леонид, вы на связи? Так, потерялась у нас связь. Сейчас перенаберем Леонида. Говорим мы о проекте «Птица Гоголь». И обсуждаем, насколько он вам понравился. Я напоминаю наши средства связи. Пожалуйста, смс-номер — +7 985 970 4545 – присылайте свои вопросы. Через несколько минут вы также сможете задавать их и по телефону, московский номер – 363 36 59. Я пока прочту несколько реплик. «Спасибо земляку за фильм» — Татьяна из Вологды. Пишут, что Земфира не вписалась, чуждый элемент – Ольга из Москвы считает. Спрашивают, будет ли «Птица Гоголь» продаваться на DVD. Насколько я знаю, уже первая видеокомпания выпустила релиз этого фильма, так что вы сможете спрашивать его в магазинах, где продается DVD-продукция. Так. Спрашивают: «Елена, спросите Леонида – он сказал, что снял три фильма о писателях. Пушкин, Гоголь, а третий кто?» Третий фильм Леонида был о Набокове. Поэтому вы тоже можете его найти. Наверное, он есть на видеоносителях. «По-моему, Табаков никакой, Земфира не к месту, компьютерная графика зачем, а фильм на «Культуре» Затульского хочется посмотреть еще раз. Владимир, Вологда». Владимир, ну наверное это и есть свобода выбора – когда вы можете посмотреть фильм на «Культуре», а те, кому понравился фильм Леонида Парфенова, могут посмотреть его в том числе и в интернете, он выложен на сайте Первого канала полностью в разделе «Документальное кино», и купить DVD, если это интересно. Чья идея выбрать Земфиру, Леонид уже ответил. Пробуем дозвониться. «Не планирует ли Леонид принять участие в ледовом шоу на Первом канале?» По-моему, я уже даже за Леонида готова ответить, что вряд ли. Но спросим. Какие еще реплики пришли заранее на сайт «Эха Москвы». Благодарят Леонида за «великолепно поданного Гоголя – живо, стильно, динамично. Не планирует ли он организовать собственную школу журналистики?» Сейчас когда дозвонимся, спросим. «Большое спасибо за фильм «Птица Гоголя», а также за проекты «Российская Империя», «Намедни», «Живой Пушкин», «Весь Жванецкий» и так далее». «Фильм очень понравился, — пишет Дмитрий, преподаватель из Петербурга. — Очень актуально прозвучала цитата из письма Белинского Гоголю. Иногда ощущалась скороговорка. Может быть, надо было сделать больше серий и не таких длинных? Показ фильма завершался после полуночи». Дмитрий, ну вот в субботу и воскресенье показ фильма шел в 12.10, повтор, так что можно было посмотреть, если после полуночи для кого-то было несколько поздно. Еще смс присылают. «С Жириновским было бы еще оригинальнее!» Что, Жириновского вместо Земфиры хотели позвать? «Как относится к пиратству Леонид?» Чуть позже спросим у него. Еще вопросы и реплики. «Будет ли автограф-сессия в Чебоксарах?» Спросим сейчас. Спрашивают, нет ли у Леонида текущих постоянных проектов типа «Намедни». Насколько я знаю, пока Леонид работает только над документальными проектами. Вот будет четырехсерийный выпуск «Хребет России», который он готовит вместе с писателем Алексеем Ивановым – об Урале проект, который, по-моему, осенью будет в эфире. Сейчас заканчиваются его съемки. Еще раз — +7 985 970 4545 – наш смс-номер. Номер телефона – 363 36 59. Так как у нас пока нет на связи Леонида Парфенова, я приглашаю вас высказывать свои мнения, а вопросы Леониду вы можете задавать, но мы их ему переадресуем несколькими минутами позже. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня зовут Аня, я из Кельна.

Е.АФАНАСЬЕВА: Чудесно. Вы нас по интернету слушаете или как?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, я здесь живу.

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, я имею в виду, как вы «Эхо Москвы» в Кельне слушаете?

СЛУШАТЕЛЬ: У нас есть радио по интернету.

Е.АФАНАСЬЕВА: И вы смотрели фильм?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, нам очень понравилось. Мы в большом восторге. Так что очень поддерживаем Леонида Парфенова. И вот такой вопрос у нас. Не собирается ли он снять что-нибудь про композиторов?

Е.АФАНАСЬЕВА: Леонид, вы уже на связи с нами?

Л.ПАРФЕНОВ: Да. Вы знаете, нет, никаких таких конкретных планов нет. Все возможно, конечно, на белом свете. Но, по-моему, я никогда не снимал про композиторов.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, раз уж начали звонки принимать, давайте еще вопрос.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, меня зовут Ольга, я из Москвы. Я очень люблю Леонида Парфенова и его творчество высоко ценю. А какие у него еще намечаются проекты на телевидении, кроме проектов о великих людях?

Л.ПАРФЕНОВ: У меня сейчас нет никаких намечающихся проектов о великих людях. У меня проект о великом регионе – о части России под названием Урал. Называется этот проект «Хребет России». Мы закончили съемки с замечательными писателем Алексеем Ивановым. Мы как бы соавторы и соведущие, чего у меня, кажется, никогда не бывало. И это четыре серии, они сняты. И мы сейчас приступаем к монтажу буквально с будущей недели. И думаем, что эти четыре серии смогут выйти в эфир осенью.

Е.АФАНАСЬЕВА: Дмитрий Бундарев, студент-журналист из Волгограда, спрашивает: «Вас часто называют не столько журналистом, сколько популяризатором. Как вы относитесь к такой характеристике своей персоны?»

Л.ПАРФЕНОВ: Никак не отношусь. Да как угодно – хоть горшком назовите, только в печку не ставьте. У телевидения, у журналистики есть разные функции – и развлекать, и что-то популяризировать. Важно, чтобы это смотрели, чтобы это оправдывало вечер у телевизора. Это главный критерий.

Е.АФАНАСЬЕВА: Анастасия Николаевна, домохозяйка, наверное, из Петербурга. У нее несколько вопросов. Один: «Планируете ли вы организовать собственную школу тележурналистики?»

Л.ПАРФЕНОВ: Нет, я не умею преподавать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот так. А второй звучит так: «Может ,пора завязывать с современным бездарным московским представлением о телевидении, его назначении, возможностях, представлении о ценном и прекрасном, в том числе о свободе? У нас в Петербурге, где вы учились в университете, есть приличные телеканалы». К вам не поступали такие предложения?

Л.ПАРФЕНОВ: Так внятно не поступали. Я вообще считаю, что это не имеет значения, где делается телевидение. Оно в принципе по определению столичное. Что же касается российских условий, то я не очень верю в децентрализацию телевидения у нас. У нас все очень централизованно. И за девять лет петербургского правления в России ничего из Питера по собственной инициативе, без административного ресурса до федерального уровня не раскрутилось. Ситуация, которая, например, в Италии, где не меньше, чем Рим, Милан является медийной столицей страны, и там телекомпании, вот такого разделения, двустоличия медийного в России при нашей памяти, я думаю, еще не будет.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59. Давайте еще звонок примем. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня зовут Раиса Николаевна, я их Дорохова, Подмосковье. Я учитель русского языка и литературы. Вы знаете, я в таком восторге. И, вы знаете, я даже не видела там Земфиру. Я только слышала и видела Леонида Парфенова, видела Гоголя. И большое спасибо!

Л.ПАРФЕНОВ: Ну Олега Павловича Табакова вы же видели, я надеюсь.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну Табаков вообще вне конкуренции.

Л.ПАРФЕНОВ: Ну слава богу.

СЛУШАТЕЛЬ: А что Земфира? Главное, что Гоголь, главное, что вы там были. Все живо настолько. Я просто в восторге. Я детям говорила и просила, чтобы они смотрели. Большое вам спасибо. Мы вас очень-очень любим! И спасибо за ваш труд. Вы просто мастер!

Л.ПАРФЕНОВ: Пожалуйста-пожалуйста. На здоровье. Но я должен сказать, что Земфира Рамазанова тоже свою лепту, чтобы все это было живо, интересно и по-гоголевски, тоже внесла. Я все-таки на этом настаиваю. По крайней мере, это мое мнение.

Е.АФАНАСЬЕВА: Валерий из Бессоновки пишет вам по смс вопрос: «В те редкие минуты, когда я включаю ящик для дураков, я вижу ведущих, которые копируют вашу манеру ведения программ, ваши жесты и интонации. Вы ощущаете себя мэтром и гуру?»

Л.ПАРФЕНОВ: Нет, не ощущаю. Это ж с ума сойти, если будешь себя ощущать. Работать же надо. А то, чем или чем себя ощущаешь, это же не освобождает от необходимости сидеть за столом, писать тексты, ехать куда-то в командировку, снимать разные дубли, помогать в монтажах, озвучиваться. В журналистике нет никакой карьеры. Все равно потом перышком по бумаге водишь сам и делаешь сам. Никаких заместителей у автора и ведущего быть не может. И я никакой должности не занимаю, слава богу, давным-давно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Изольда пишет: «Я не поклонница Гоголя, больше нравится Чехов, но фильм очень понравился! Вкусный». Вот такое определение.

Л.ПАРФЕНОВ: Это делается для того, чтобы люди смотрели безотносительно своего отношения к Гоголю. Нравится или не нравится. Нам важно, чтобы понравился фильм. А от того, что кому-то нравится Гоголь, а фильм не понравится, чего ж от этого будет проку?

Е.АФАНАСЬЕВА: Наталья из Москвы пишет: «Очень хотелось бы посмотреть фильм «Птица Гоголь». Слышала, что он хороший. Не могли бы вы сказать, по какой программе шел, где еще можно посмотреть, будет ли показан по основным каналам?»

Л.ПАРФЕНОВ: Ну вот шел по Первому, куда уж основнее. 30-го и 31-го, повторялся вчера и сегодня. DVD выйдет во вторник.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я уже сказала, пока мы не могли с вами связаться, что на сайте Первого канала в разделе «Документальное кино» также лежит этот фильм. Вы можете его смотреть, если кто-то не видел. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Оксана. Я хотела задать вопрос, который уже задали до меня, по поводу того, что все копируют Леонида Парфенова. Но это на самом деле так и есть. И нечего ему говорить, что он не гуру, никого ничему не учил.

Л.ПАРФЕНОВ: Нет, так ради бога – вы-то говорите, но мне только не рассказывайте про это. Дайте я останусь все-таки работать, а не…

СЛУШАТЕЛЬ: Это понятно. Ваша скромность приятна. Но тем не менее, вы действительно внесли вклад большой. Спасибо.

Л.ПАРФЕНОВ: Ну и пусть он там лежит на депозите, этот вклад. Хорошо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Знаете, очень смешной вопрос по смс, не могу не прочесть: «Гоголя не читала, но слышала, что он был в действительности девушкой, как Жорж Санд. Оттого и не женился. Правда?» Подпись: «Катя, тоже девушка».

Л.ПАРФЕНОВ: Нет, неправда. Эта история возникла в 70-х годах уже 20-го века с легкой или нелегкой руки одного американского исследователя русской литературы, основана исключительно на т.н. записках «Ночи на вилле». Но эти записки тогда были переданы родителям юноши, в неплатонических чувствах к которому подозревал Гоголя американский исследователь, и на них они никакого впечатления не произвели. И потом они много-много раз издавались, и никто в этом не видел никакого, прости господи, гей-парада. Это сравнительно новая придумка, по-моему, не имеющая отношения к действительности. И уж точно не объясняющая загадку Гоголя.

Е.АФАНАСЬЕВА: Есть много достаточно вопросов. Вот Александр из Москвы пишет: «Какова судьба вашего проекта, посвященного юбилею Александра Башлачева?»

Л.ПАРФЕНОВ: Не было такого проекта у меня. Я участвовал не в связи с юбилеем. А просто был такой фильм, он показывался по телевидению. Делал его Артем Троицкий, он меня туда позвал, и я возил съемочную группу на общую нашу с Александром Башлачевым малую родину, в деревню Улома, и показывал те места и все такое. Они часто упоминаются в песнях Башлачева – когда прямо, когда косвенно. Но сам я не делал. У меня как-то не получается, нет для этого должного для журналистики отстранения от материала. Это все-таки слишком связано с моей личной жизнью, чтобы я мог к этому так относиться с дистанцией, которая предполагается между журналистом и темой, которую он делает.

Е.АФАНАСЬЕВА: Кирилл из Москвы спрашивает: «Леонид, если филармония противопоказана, почему часть текста читает Олег Павлович Табаков, профессионал?»

Л.ПАРФЕНОВ: Ну он же не филармонически. А потом – он читает все-таки как бы из 19-го века. Потому что письма Гоголя обыкновенны для той эпохи. И мы как-то после некоторых размышлений и разговоров решили, что лучше, чтобы он был в своем костюме, в котором он играет в спектакле «Доходное место». Ну, это как бы прочтение в 19-го веке текстов 19-го века. Не знаю, Кулиш или Шенрок или кто-то из биографов Гоголя, скажем, читает в конце 19-го века. У Олега Павловича замечательная способность сделать этот устный текст 19-го века сделать сегодняшним, осязаемым. Я с самого начала предполагал, что буду просить Олега Павловича. Поехал к нему, показал образчики текста. Он сказал, что согласен. И так вот случилось. Но Олег Павлович, обратите внимание, никакого такого чтеца из этого не делает. Он не делает театра у микрофона, как были при советской власти чтения, которые, я уверен, сегодняшнего зрителя только отпугнули бы.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 3659. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Я хотела бы сказать в пользу Земфиры. Это ведь необыкновенно богатый и глубокий человек, Земфира. И как можно было не увидеть в фильме того, что она, Земфира, как раз является метафорой Гоголя как птицы. И там это очень хорошо прозвучало.

Л.ПАРФЕНОВ: Я бы так вот прямо не сформулировал, наверное. Это немножко грубовато. Но что-то типа того есть. Не надо сетовать. Ну, кому-то понравилось, как вам, а кому-то не понравилось. Ну, это нормально. Кстати говоря, это почти всегда бывает с такими фигурами, как Земфира Талгатовна Рамазанова. Она либо заставляет любить себя, либо не принимать себя. Равнодушных к ней людей я не встречал.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте еще звонок. 363 36 59.

Л.ПАРФЕНОВ: Спасибо за хорошие слова. Очень приятно, потому что на самом деле обращаются все-таки те, кому Земфира не понравилась. Спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, меня зовут Александр, Москва. Вопросов у меня нет, у меня только слова. Огромное спасибо вам, Леонид, за то, что вы делаете. И поздравление, что такие вещи выходят. Вы знаете, понравилось все. Не хватало, может быть, Аллы Демидовой, потому что Алла Демидова как-то ассоциируется с такими передачами, ее голос. И насколько я помню, вы с ней что-то делали.

Л.ПАРФЕНОВ: Да, «Российская Империя», она читала.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, все прекрасно, замечательно. Спасибо. Творческих успехов вам дальнейших. Ждем ваших новых фильмов.

Л.ПАРФЕНОВ: Спасибо. Как принято было раньше выражаться, позвольте высказанные слова отнести ко всему нашему авторскому коллективу, а также к заказчику и вещателю – Первому каналу.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Илья. Я по образованию актер, но на телевидении тоже работаю ведущим. И вот мои работодатели, журналисты, которые пишут тексты, которые я озвучиваю, меня просят копировать парфеновскую манеру подачи текста. А я от себя чувствую – может, это не совсем мое. И хотел услышать мнение Леонида.

Е.АФАНАСЬЕВА: Леонид, извините, можно я вопрос Илье задам? Илья, а если вам кто-то пишет тексты, вы уверены, что вы журналист?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет-нет. Я понимаю, что я не журналист. Я актер.

Л.ПАРФЕНОВ: Я все понял. Ну не ваше это, и слава богу. И очень хорошо. Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ: Я хотел спросить какие-то альтернативные направления. Скажем, что вы думаете о телеканале «Культура»? и каких-нибудь ведущих, работающих в другой манере, вы могли бы назвать?

Л.ПАРФЕНОВ: Вы знаете, я как-то предпочитаю не высказываться о работе коллег, поскольку сам продолжающий грешить теледеланием. Просто как-то такой конфликт интересов. Высказываешься о других – это как-то неправильно. Вот телекритики пусть и высказываются. А я как-то, слушая вас, подумал – слава богу, что я сам себе тексты пишу. Это во-первых. А во-вторых, конечно, вы говорите, что это не ваше и что это негоже. Я первый раз услышал человека, которому аж прямо это вменяется в обязанность. Очень вам сочувствую. Спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но насколько я понимаю, Леонид, по поводу одного телеведущего вам все-таки приходится высказывать свое мнение. Я как понимаю, теперь у вас в семье два телеведущих. Ваша супруга Елена Чекалова теперь ведет рубрику «Счастье есть» в утреннем эфире Первого канала.

Л.ПАРФЕНОВ: По счастью, тут мне не нужно все-таки высказываться ни о каком телеведущем. Нет. Давайте не будем.

Е.АФАНАСЬЕВА: У вас есть только счастье. Вы будете дальше это кушать, да? Комментировать наличие двух телеведущих в одной семье вы теперь не хотите. Хорошо. 363 36 59. Пожалуйста, ваши вопросы и реплики. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Лариса, Москва. У меня вот какой вопрос. Мне приходилось встречать в интернете информацию о похищенной голове Гоголя. И мне показалось, что в этом фильме, который я сегодня утром смотрела, вообще об этом ничего не было. Или я ошиблась, или это было выпущено. Каково мнение автора и какой комментарий?

Л.ПАРФЕНОВ: Есть такое предположение, что действительно Бахрушин, основатель известного музея театрального, который сейчас носит его имя, вроде бы… Но это легенда. Мне как-то ею заниматься не хотелось. Мне все-таки кажется, что Гоголь интереснее больше тем, как он жил и что написал, чем тем, что его второй раз перезахоранивали с Даниловского монастыря на Новодевичье кладбище в 31-м году. Как-то мы про то, что было перезахоронение, мы дали, и свидетельство Лигина, наиболее известного участника того перезахоронения, привели. Больше как-то я в это углубляться не хотел.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вопрос от Игоря. «Смотрели ли вы фильм «Тарас Бульба» и как вам он?»

Л.ПАРФЕНОВ: Нет, еще не видел. Имеется в виду фильм Бортко, который только что вышел. Нет, не видел. Видел американский фильм «Тарас Бульба». А этот нет еще, не успел посмотреть. Но он идет только два дня.

Е.АФАНАСЬЕВА: Михаил из Санкт-Петербурга настаивает, чтобы я спросила у вас про Украину. Уже отвечал Леонид по поводу трансляции. Почитайте завтра в расшифровке. Михаил, вы, вероятно, начало пропустили. Спрашивают, почему вы не любите Лермонтова.

Л.ПАРФЕНОВ: Так случилось.

Е.АФАНАСЬЕВА: Не хотите ли вы снять про декабристов?

Л.ПАРФЕНОВ: Нет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Леонид, вы стали куда-то пропадать.

Л.ПАРФЕНОВ: Вообще, мне кажется, что в «датской» журналистике есть что-то неправильное, потому что когда человек снимает про любые даты, я в такую всеядность не верю. Нужно все-таки, когда человек знает, что он может про это сделать. А не от того, что на календаре опять высветилось круглое число. Это нехорошо. При советской власти были такие поэты, которые писали на каждый первомай и каждое 7 ноября. Это неправильно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спрашивают, как вы относитесь к пиратству в интернете. Вы только что сказали, что кто-то, может, скачает эпизод. Нормально ли вы на это реагируете?

Л.ПАРФЕНОВ: Ну а что реагировать? Ну а вот дождь еще идет на улице, а снег до сих пор лежит. А уже апрель. Ну что, вот так оно есть. Это условия, в которых мы живем. Это уже не нарушение прав. Это просто другое отношение к правам. Это все стало каким-то таким достоянием. Ну вот не авторских прав на кислород. Все дышим, никто друг у дружки не спрашивает. Ну, так вот и оказалось теперь с материалами в интернете.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спрашивают, не будете ли вы возражать против использования вашего фильма на уроках истории. Я думаю, тут скорее уроки литературы.

Л.ПАРФЕНОВ: Да ради бога. Мне раньше писали, что вот «Российская Империя» нужна, не пришлете ли набор дисков для уроков. Может, это имелось в виду. Я не раз посылал. Да ради бога. Только, пожалуйста, не считайте это учебником. Это такой вспомогательный материал, какие-то пособия, какая-то занимательная… познавательный туризм такой по местам исторических событий.

Е.АФАНАСЬЕВА: Тут один из наших слушателей пишет, что сегодня лучший выпуск нашей программы «Телехранитель». Мы рады, если понравилось. А Николай написал такую реплику: «Может, телевизор купить?»

Л.ПАРФЕНОВ: Может быть. А фильмы DVD вы на чем смотрите? Только на компьютере, что ли? Ну хотя бы для того, чтобы фильмы смотреть, должен же быть дома телевизор.

Е.АФАНАСЬЕВА: Леонид, я думаю, часть людей, которые категорически не приемлют телевизор в последнее время, благодаря вашему проекту задумались, купить или нет, то это уже грандиозный вклад. Спасибо вам большое. Успехов. Приходите к нам вживую, а не по телефону, разговаривать.

Л.ПАРФЕНОВ: Спасибо. А я не понял, почему там были какие-то проблемы со связью. Потому что у меня связь все время была.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, что-то тут у нас случилось.

Л.ПАРФЕНОВ: Как могли, наверстали.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Не так долго была эта пауза. Всего доброго. До свидания.

Л.ПАРФЕНОВ: Всего доброго, до свидания. Спасибо большое.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это программа «Телехранитель». Услышимся через одну неделю. Елена Афанасьева. Всего доброго.

Запись опубликована в рубрике Интервью, Новости, радио. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *