Знаменитый актер поделился своими впечатлениями о работе в документальном проекте Леонида Парфенова об отце мирового телевидения.
Для мэтра отечественного кино Сергея Шакурова исполнение роли Владимира Зворыкина стало дебютом. Проект Парфенова оказался первой «документалкой» в карьере актера.
— Постоянно приходилось сдерживать себя, — признался актер. — Потому что документальный фильм очень сильно отличается от художественного, в котором есть расширенный материал, эмоциональное изображение образа. А документальный жанр предполагает повествование, и оно не предусматривает мощной актерской игры, которой я владею. Пришлось надавить на самолюбие. (Смеется.)
— Выходит, роль далась вам нелегко?
— Нет. Потому что для образа я оттолкнулся от настоящего Владимира Козьмича Зворыкина, о котором к моменту съемок мне было известно уже много. Хотя до этого проекта я ничего о нем не знал. Для меня все это было открытием, как для любого из нас. Думаю, даже старики ничего о нем не слышали. Он был жесткий, скромный, без эмоциональных выплесков человек. Его прыжки из вагона при задержании и рискованная поездка в Муром на родину — это был инстинкт самосохранения. А так он сдержанный мужик. Сразу вспомнил, пока читал его биографию, строчку Пушкина: «Хулу и похвалу приемли равнодушно». Она стала ключом для создания образа Зворыкина.
— Вы, кстати, похожи с Владимиром Козьмичом…
— Да, увидев это сходство, меня и пригласили. И мне захотелось глубже узнать, что это за мужик, который придумал иконоскоп! Так было обидно, когда в Муроме увидел разрушенные и заваленные мусором могилы родственников Зворыкина! Я был возмущен! Какими же скотами надо быть, чтобы не уважать предков?!
— Сыграв отца телевидения, вы стали как-то по-другому воспринимать то, что показывают сейчас по ТВ?
— Сериалы я по-прежнему не смотрю, рекламу не перевариваю. Не смотрю кино американское. Люблю каналы о спорте, смотрю футбол и теннис. Иногда, когда есть настроение, смотрю сюжеты про змей всяких, живность.
— Но по телевизору еще и фильмы Парфенова показывают…
— …И их надо смотреть! Работая с Леней, я понял, что он — ходячая энциклопедия. В нем даже слишком много умного (улыбается). Я постоянно просил его на съемках: а нельзя ли попроще? Но это его конек, на котором он классно едет.
— Кстати, о коньках. Это увлечение для Зворыкина чуть не закончилось смертью. В фильме будет момент, когда Владимир Козьмич провел в воде, провалившись под лед, 45 минут. А вы сколько времени провели на съемках в ледяной воде?
— Два дня (смеется). В первый — сняли общий план, на другой — снимали меня, крупно, чтобы у зрителя не возникало сомнений, что действительно в ледяной воде нахожусь. Сложно в проруби, скажу я вам. Поэтому, конечно же, недолго в ней барахтался.
— А охота — еще одно увлечение Зворыкина — вам близка?
— Понимаете, он ученый, который не зависел ни от кого, принадлежал только себе. Он сбежал от суеты в дом у озера. А меня суета преследует. И это жизнь, от которой не могу отказаться. Охотился раньше, но времени много на это надо. Забросил.
— Зворыкин перед смертью сожалел, что его открытие обернулось против него. На экранах — секс, реклама… И это он отметил 30 лет назад! Каким же телевидение будет в будущем?
— Боюсь, что полностью компьютерным. А это уход от чувств, эмоций и искренности. Но молодежь это слопает и придумает еще какие-нибудь 6D, 8D… А я лучше посмотрю чеховскую «Свадьбу» или «Верных друзей». Они дают подпитку моим чувствам.