Главная идея фильма «Хребет России» – рассказать всей России об Урале,
объяснил идею создания картины один из ее авторов писатель Алексей Иванов. «Просто показать,
что есть такой уникальный регион, который, с одной стороны, живет по своим правилам, а с другой — это плоть от плоти России, — пояснил он. — Можно даже сказать, это и есть сама Россия, только под определенным углом зрения».
А.Иванов рассказал, что идея показать Урал «и в виде фильма, и в виде фотокниги» (она выходит параллельно с картиной) пришла к нему в 2006 году. По словам автора, в качестве образца для фильма была взята «Российская Империя» Леонида Парфенова. «Все это так бы и осталось фантазиями, если бы не Анатолий Борисович Чубайс, который предложил финансирование этого
проекта, — отметил А.Иванов. — После этого был создан продюсерский центр «Июль», который реализовал этот проект. Мы начали ездить по Уралу, определять места съемок. Потом пригласили Леонида Парфенова и студию «Намедни».
По словам автора, в ходе подготовки к съемкам фильма пришлось изучить огромное количество документов, хотя и «не надо было сидеть в архивах». «Это ведь не какой-то секретный материал, это факты общедоступные, — заметил он. — Мы делали не научно-популярный и, тем более, не исследовательский фильм. Мы делали фильм репрезентационный».
В основном фильм затрагивает события 18-19 века «с выходом на времена Ермака, на 16 век», сообщил А.Иванов, хотя там «есть эпизоды, связанные с пермским звериным стилем или с Аркаимом — то есть, это 2-4 тысячи лет назад». При этом он подчеркнул, что авторы фильма старались показать «Урал, как регион, как самобытность, а не историю Урала от древнейших времен до дня сегодняшнего».
«Для сценария я изначально придумал, что должны быть трое ведущих, и у каждого – свое амплуа, — рассказал автор. — Один ведущий – это блистательная звезда, у него амплуа рассказчик. Другой ведущий – это специалист по местной идентичности, амплуа — экскурсовод. А третий ведущий – это испытатель, то есть человек, который примеряет Урал на себя, показывает, как сейчас, в эпоху потребления, современный человек может потреблять Урал». При этом А.
Иванов заметил, что он сам – «человек не телевизионный», и ему «достаточно тяжело было ощущать себя в кадре». «Но, я надеюсь, что не подкачал», — сказал он.
По словам автора, в ходе съемок вряд ли могли быть сделаны какие-то открытия: «Все было известно заранее, а открытия случаются тогда, когда авторы не достаточно подготовлены». Отвечая на вопрос о самых ярких моментах картины, он заметил, что авторы «старались, чтобы неярких точек у нас вообще не было». «Я думаю, что яркие моменты фильма совпадают с яркими
страницами истории Урала, и с яркими местами на Урале, — добавил А.Иванов. — Это, конечно же, Нижний Тагил, Екатеринбург, Златоуст, Усолье, Кунгур — что лучше всего видится глазом, то лучше всего показано в фильме».
А.Иванов также отметил, что съемки фильма стали «квестом, полным драйва». «Очень интересно примерить историю на себя, интересно показать, что по маршруту Ермака можно идти сейчас, — пояснил он. — По Часовой мы плыли на моторной лодке, по Каме — на катере, а когда перебрались в Сибирь, по Иртышу мы ехали на снегоходах».
Говоря о своих впечатлениях об Урале, писатель отметил, что это – единый регион, хотя нельзя говорить об унификации его частей. «Это огромное количество линий – коммуникаций, когда все связано со всем, — рассказал А.Иванов. — Например, осмысляешь историю и понимаешь, что Ермак, Салават Юлаев и Василий Чапаев в фольклоре и народной мифологии – это один и тот же
герой, который сражался с иноверцами и в конце концов утонул. Это один и тот же герой, просто одетый в одежды трех исторических персонажей разных эпох. Такие вещи объединяют регион в единое целое, сохраняя определенную самодостаточность отдельных частей, а не сливают его в одну кучу».