Об исторической связи
Связь с Российской империей нарушена, потому что эстафета человеческого опыта прервалась. Даже я уже не застал людей, которые бы взрослыми жили в дореволюционной России и понимали бы что-то в тогдашнем укладе жизни. В советское время ходили анекдоты про поваренную книгу Елены Молоховец. Вся книга написана примерно так: если к вам внезапно нагрянули гости, нет ничего проще — достаньте из ледника баранью ногу, замаринуйте в тимьяне и так далее. Нам, которым за останкинской колбасой приходилось по два дня в очереди отстаивать, это казалось страшно остроумно. А что это был за уклад жизни, когда в леднике всегда была припрятана баранья нога, — непонятно даже из этих поваренных книг.
Мы — от советской России. Это не хорошо и не плохо — это констатация. Поэтому действительно: не надо восстанавливать старинную церковь, от которой остались развалины. Потому что нельзя достроить «Колизей» до эстрадно-спортивного комплекса. (Хотя, казалось бы, почему? 40 тысяч там запросто вместятся, был бы у «Лацио» стадион). Потому что «разруха в головах», а не в архитектуре. Это Булгаков понимал еще 90 лет назад.
О дичании
Мне кажется угрожающим то, что утрачивается градостроительная культура. В маленьких городках — полное ощущение, что наступает лес, уходит жизнь. Нет человеческой жизнедеятельности. Представьте, если бы на стрелке Васильевского острова вымахали липы. Так уже утрачен ансамбль площади Искусств (в том виде, в каком он планировался — чтобы с Невского был виден Михайловский дворец). Там же явные переростки, и летом по номерам гостиницы «Европейская» раздают «Фумитокс». Глупо же думать, что эти деревья создают чистый воздух в центре Петербурга – «против лома нет приема».
О ностальгии по советскому
Люди склонны вспоминать молодые годы, когда солнце ярче светило и девушки чаще целовали. Но я все-таки думаю, что к советскому строю нужно относиться по его коренным чертам. Да, жизнь шла — человеческую природу вообще трудно победить, даже Северная Корея не может. Но этот строй был построен на насилии и лжи. Он лгал с 26 октября 1917 года, и чтобы заставить эту ложь слушать, нужно было применять насилие. Свободу прессы нужно было закрыть на следующий же день, что и было сделано. Если такой режим не монополен, он выжить не может.
О «совке» вокруг себя
Я вижу много советского вокруг себя. Наша общественная жизнь осталась советской. Я и книжный вариант «Намедни» стал делать потому, что, оказалось, мы живем в той же самой матрице. У нас советская армия, советское (по большей части) образование, здравоохранение… Выборы — совершенно советские.
Этот строй был насажен в шести странах Европы, и там, как только он чуть ослабевал, обязательно возникало восстание. Изначально было очевидно, что европейцам это навязано, что никогда восточные немцы не согласятся, что «Трабант» при социализме лучше, чем «Мерседес» при капитализме. И сейчас все советское там отпало как короста.
У нас советская армия, советское (по большей части) образование, здравоохранение… Выборы — совершенно советские. Этот строй был насажен в шести странах Европы, и там, как только он чуть ослабевал, обязательно возникало восстание.
Об образовании
Здесь, в Смольном – не советское образование, согласен, но вы сходите в Череповецкий пединститут. Я сам заканчивал не Санкт-Петербургский университет, а «Ленинградский ордена Ленина и Трудового Красного Знамени государственный университет имени Жданова» — тут каждое слово на вес золота. Недавно я открыл свой диплом и ужаснулся: вся первая страница — это тысяча часов лжи (теоретический социализм, политэкономика социализма, история КПСС, научный атеизм, международное рабочее движение…).
О национальном позоре
У нас нет политической конкуренции — это абсолютно советская моновластная система вождистского типа. Такой мягкий, скучный, смешной авторитаризм. И ведь опять найдутся какие-то оправдания, потому что «особый русский путь»… Каждый раз, это бесстыдное оправдание азиатщины, рассказы про то, что мы — не Европа.
Я-то считаю, что самый проклятый русский вопрос, который в Петербурге очень актуален: почему Россия не Финляндия? По-моему, нет большего национального позора, чем поезд «Аллегро». За окном — хляби, топи, комарье, и вдруг… все другое. И шесть миллионов посещений Лапеенранты россиянами. Что это за курорт такой? Даже мыло там мылит мыльнее. И никто не задает вопросов: почему Хельсинки более комфортный город для житья, чем Петербург? Почему там дороги лучше, зарплаты у дорожных рабочих выше, а обходится все это дешевле?
У нас нет политической конкуренции — это абсолютно советская моновластная система вождистского типа. Такой мягкий, скучный, смешной авторитаризм. И ведь опять найдутся какие-то оправдания, потому что «особый русский путь»…
Если общество больше интересует существование бородатой австрийской певицы, а не высокие зарплаты австрийских учителей и врачей, общество получает то, чего оно достойно. Я уже не надеюсь, что при моей жизни общество сообразит, что, может, для этого ему и рассказывают так подробно про бородатую певицу, чтобы они не вспомнили про зарплаты.
О тех, кто позади
Как в Европе всегда можно быть уверенным в том, что позади тебя — Албания, так и у нас есть кое-кто позади — Белоруссия. Все-таки есть куда падать. Они уже докатились до принца, которого показывают, а маму прячут: даже семью умудрились разрушить в публичном пространстве.
О цвете нации
Мне кажется, мы пока не сложились как цивилизация, мы все еще находимся в состоянии переходного периода. В том числе и потому, что у нас не работают общественные институты. Мы же понимаем, что у нас парламент — не парламент, партии — не партии, а СМИ — не СМИ. И тут можно вспомнить старый каламбур: нет никакой единой России, кроме той, что неспроста в кавычках.
Если общество больше интересует существование бородатой австрийской певицы, а не высокие зарплаты австрийских учителей и врачей, общество получает то, чего оно достойно.
Индивидуальные проекты многих людей блистательны. Я знаю огромное количество русских, особенно за границей, которые с нуля продвигают какие-то новаторские вещи. Я не думаю, что кто-то в Америке знает о том, что создатель системы Google Сергей Брин — сын двух преподавателей имени Баумана. И отдельные жизненные подвиги нобелевских лауреатов, которые все чаще и чаще оказываются зарубежными учеными, как Гейм и Новоселов, показывают, что, увы, национального проекта мы пока не нашли. Мы не можем понять, что это мы за третья такая, в течение одного века, страна.
О визуальной культуре
Работая над книгами «Намедни», я все время сокращаю тексты. Мне было бы проще писать длиннее, не обрубать подробности. Но начинает расползаться формат. Это должна быть книга-альбом, а не фотоальбом с подтекстовочками, и не тексты с иллюстрациями: какое-то единство заголовков, текстов, иллюстраций. Иначе будет не то энергетическое впечатление, книга станет более рассудочной, пролистывание станет невозможным. Что-то почитал, что-то пролистал, захлопнул, опять пролистал — у меня такое чувство продукта. Мы живем в визуальную эпоху, и огромное количество людей, особенно молодое поколение, уже умеет считывать с фотографии смыслы без словесного пояснения.
Мы пока не сложились как цивилизация, мы все еще находимся в состоянии переходного периода. В том числе и потому, что у нас не работают общественные институты. Мы же понимаем, что у нас парламент — не парламент, партии — не партии, а СМИ — не СМИ.
Об эмиграции
Сегодня, в условиях, когда можно уезжать и возвращаться проблема эмиграции не стоит. Есть возможность жить в мире там, где захочешь. Жизнь у человека одна, и если он считает, что там у него больше возможностей для реализации — кто ему указ. Это вопрос привлекательности страны и личного решения человека. Вообще, государство и власть должны быть озабочены, что на этой территории люди не находят для себя приемлемого жизненного сценария.
Не совсем согласен, что утрачена связь поколений. Но если твоя семья пытается бескорыстно создать уют и чистоту вокруг себя, то его постоянно кто-то уничтожает. Остались единицы исконно русских порядочных семей.